
Honda —
компания, основанная в 1946 году японским инженером, изобретателем и
автогонщиком Соитиро Хонда (Soichiro Honda), родившимся в 1906 году. Компания в
её нынешнем виде и со всей своей более чем 50-летней историей существует
благодаря его дерзкому, изобретательному и нестандартному образу мышления и
поведения. Родившийся в бедной семье Хонда, не закончив школу, уже в 16 лет
поступил учеником в авторемонтную мастерскую в Токио.
Ранняя
привязанность к автотранспорту была обусловлена профессией его отца — кузнеца,
занимавшегося починкой велосипедов и привившего сыну навыки решения технических
проблем. В 1928 году, накопив достаточно денег, он вернулся в родной город в
провинции Хамаматсу и открыл там первую ремонтную мастерскую. В этом же году он
получил первый из сотен своих последующих патентов — за идею заменить в колесе
деревянные спицы на металлические.
Изобретения
Хонды в будущем принесли ему славу человека, способного находить простые
решения для сложных проблем. В 1938 году он изобрёл поршневое кольцо;
производством колец и занималась основанная им в 1937 году компания Tokai Seiki
Heavy Industry.
В 1945 году,
после того, как его фабрика серьёзно пострадала во время войны и землетрясения,
Хонда продаёт Tokai Seiki компании Toyota за 450 тысяч йен. Однажды приделав
мотор к своему велосипеду и создав таким образом мопед, а потом собрав ещё с
десяток таких мопедов для своих друзей, Хонда решает всерьёз заняться
производством подобных машин.
В 1946 году он
основал компанию под названием «Институт технических исследований Хонда» (Honda
Technical Research Institute), а в 1947 году началось производство первого
продукта компании — 2-тактного двигателя A-type объёмом 50 куб. см. Через год,
в 1948-м, компания была перерегистрирована,
названа в соответствии с духом времени — Honda Motor Company — и
приступила к разработке и производству мотоциклов. Первый мотоцикл компании,
получивший название Dream («мечта») и оснащённый двигателем объёмом 98 куб.см,
был выпущен в 1949 году.
Тогда же в
компанию пришёл работать Такэо Фудзисава — человек, по праву считающийся вторым
отцом-основателем компании. Между ним и Хондой существовало разделение
обязанностей — Хонда занимался технологиями производства, Фуджисава —
корпоративным управлением и продажами.
В 1950 году
открылся филиал компании в Токио; там же была куплена швейная фабрика и
переделана в завод по выпуску мотоциклов, где началось производство мотоцикла
Dream Type D, который в 1951 году был заменён на Dream Type E — новую
разработку, развивавшую максимальную скорость в 70 км/ч.
В 1952 году
головной офис Honda переместился в Токио, в провинции Сайтама открылся завод
Shirako, появился новый двигатель Cub Type F объёмом 50 куб.см и мощностью 1,2
л.с.
1953 год —
открылись ещё два завода, организовался профсоюз, и была введена система
принятия предложений рабочих, началось производство Benly J-type. В следующем,
1954 году акции Honda Motor начинают продаваться на токийской бирже, стартует
продажа скутера Juno K-type и его экспорт в США, и благодаря технологическому
прорыву Honda получает возможность участвовать в мотоспорте — её команда
принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man
TT в Великобритании. Соитиро Хонда едет с ознакомительным визитом на Isle of
Man и знакомится с европейской автомобильной промышленностью.
В 1955 году
компания стала лидером по выпуску мотоциклов в Японии, уничтожив огромное
количество конкурентов; Honda приняла участие в первой японской гонке
Motorcycle Endurance Road Race и выиграла в классах 350 и 500 куб.см, получив к
тому же приз за конструкцию. Были выпущены новые модели — Benly JB, Dream SA,
Dream SB-type. В 1956 году были разработаны корпоративные принципы, которых
компания придерживается до сих пор. Открылся сервисный отдел, и была введена в
действие годовая гарантия на продукцию. В 1957 на заводе Shirako открылся центр
исследований и разработок, акции Honda Motor попали в первую часть списка на
токийской бирже. Команда Honda заняла первое место в гонке гонке Mt. Asama Race
в классе 350 куб. см.
Дальнейшие
победы Honda в гонках мотоциклов так многочисленны, что их не имеет смысла
перечислять. В 1958 году вышла модель Super Cub, а в 1959 Honda по производству
мотоциклов стала крупнейшей компанией в мире. Кроме этого, в 1959 году была
учреждена компания American Honda Motor в США.
В 1960 году
центр исследований и разработок выделяется в отдельную компанию — Honda R &
D Co., Ltd., а в 1961-м объём продаж мотоциклов Honda достигает 100000 в месяц
— впервые в этой отрасли. Начинается производство мотоциклов в Тайване, и
открывается представительство в Германии — Honda Deutschland GmbH. В 1962 году
Honda создала завод по выпуску собственного производственного оборудования; для
этой компании создание собственного оборудования имеет принципиальное значение.
Этот завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co., Ltd.
Тогда же
открылось представительство в Бельгии — для сборки и продажи мотоциклов в
Европе; был построен спортивный комплекс Suzuka Circuit; была запущена
рекламная кампания под слоганом «Лучшие люди ездят на Хонде» («You Meet the
Nicest People on a Honda»). Эта кампания стоила 5 млн. долларов, она
способствовала популяризации мотоцикла и созданию его нового имиджа — «весёлого
семейного средства передвижения для среднего класса». Укрепив таким образом
свои позиции на рынке мотоциклов, Honda вступила на рынок автомобилей,
представив в 1963 году свой первый автомобиль — небольшую спортивную модель
S500.
При этом
Соитиро Хонда в очередной раз проявил свой знаменитый бунтарский характер,
проигнорировав заявления японского министерства международной торговли и
промышленности о том, что Японии не нужен ещё один автопроизводитель. Кроме
S500, Honda выпустила ещё и лёгкий грузовик T360.
На заводе Honda
Benelux N. V. в Бельгии начинается
производство мотоциклов. В 1964 году Honda впервые заявила о своих планах об
участии в гонках Formula 1; её команда выступила в классе 1500 куб.см на гонках
в Германии в том же году. Открывается система сервисных заводов (S.F.), и по
всей Японии начинается их строительство. Тогда же открылось представительство
во Франции (Honda France S. A.), а S500
победил на 600-километровых гонках в Нюрбургринге. В провинции Сайтама
открывается завод Sayama, рассчитанный на массовое автомобильное производство.
Следующий, 1965 год, стал годом первой победы Honda в Формуле-1 — в Мехико, в
классе 1500 куб.см Honda выигрывает Гран-При.
В Лондоне
открывается британское представительство Honda; начинает экспортироваться новая
модель — S600, которая, как и S500, выигрывает гонку в Нюрбургринге; появляется
самый компактный и мощный генератор в мире — Honda E300.
В 1966 году
дебютировала новая модель — компактный N360, начались продажи и экспорт модели S800,
а также был установлен мировой рекорд — Honda 11 раз подряд одержала победу в
Формуле-2. В 1967 году Honda одержала ещё одну победу в Формуле-1 — в классе
3000 куб.см на Гран-При Италии.
1968 год стал в
некотором роде юбилейным — в США был выпущен миллионный мотоцикл Honda; во
французском Гран-При Формулы-1 Honda заняла второе место; был подписан
контракт, с помощью которого Honda намеревалась внедриться в мотоциклетный
рынок Испании и Мексики.
В 1969 году
открываются представительства в Канаде и Австралии, в США начинается выпуск
мотоцикла Dream CB-750 Four, а в следующем году открылись центр развития
безопасности движения и центр по принятию мер против загрязнения. Кроме этого,
была учреждена компания Honda Engineering Co., и начался экспорт автомобилей в
Италию.
В 1971 году
Honda представила двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion),
первый из соответствующих Акту о чистом воздухе 1975 года, а также начала
продажу легкового автомобиля Life с водяным охлаждением двигателя. Открылось
представительство в Бразилии, и началось производство мотоциклов в Мексике. Но
годом прихода настоящей славы Honda считают 1972-й — год выпуска модели Civic.
С этого времени
Honda начала завоёвывать признание как производитель компактных недорогих
качественных автомобилей. В 1973 году Соитиро Хонда формально ушёл в отставку с
поста президента компании (также ушёл в отставку и Такэо Фудзисава), но даже
после этого он стремился лично испытывать каждую новую модель. Хонда и
Фуджисава становятся верховными советниками, а президентом компании стал Кийоси
Кавасима. Начинается продажа Civic с двигателем CVCC.
Технология CVCC
передаётся Isuzu Motors и Chrysler Corporation, согласно подписанному с Honda
Motor контракту. Также подписывается лицензионное соглашение с Ford Motor по
поводу этой же технологии. В комплексе Suzuka Circuit проводится первый
национальный фестиваль мотоциклов. В 1974 году, когда на Японию обрушился
нефтяной кризис, и автопроизводители решили сократить объёмы производства,
Хонда поступил совершенно наоборот — удвоил производство и снизил цены.
Он оказался
прав — в отличие от, например, Toyota и Nissan, которые получили 40-процентное
снижение продаж, Honda увеличила продажи на 76 процентов. Соитиро Хонда в том
же 1974 году получил почётную докторскую степень в Мичигане.
После продажи
миллиона Civic следующей ступенью в развитии компании становится выпуск Honda
Accord. Недорогой и надёжный автомобиль.
В 1975 году
запускается «Honda Credit System» — система продажи в кредит; в 1976 выходит
новая модель — Accord, а общий выпуск Civic превзошёл миллион экземпляров.
Civic в 1975 году занял первое место в тестах на экономичность, которые
проводили американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральное
управление энергетики. Для развития общественной деятельности был основан Фонд
Хонда (Honda Foundation). В 1978 году дебютировала модель Prelude, в 1979 —
открылся испытательный полигон Точиги, а в 1980 году Honda вошла в тройку
крупнейших японских автопроизводителей.
В производство
запускались новые и новые модели: в 1980 году — Ballade, в 1981 — Vigor и City.
В 1981 году количество единиц выпущенной силовой продукции достигло
5-миллионной отметки, а акции Honda начали котироваться на лондонской бирже.
В 1982 году на
заводе в Огайо, США, началось производство автомобилей Accord. Мотоцикл Honda
XL500R побеждает в том же году на ралли Париж-Дакар, а через год Honda
возвращается в Формулу-1 — после 15-летнего перерыва.
В этот период
болидами Honda управляли такие знаменитые пилоты, как Алан Прост и Айртон
Сенна; компания шесть лет подряд лидировала в конструкторском и водительском
чемпионатах. Тогда же, в 1983 году, была представлена модель Ballade Sports
CRX, Honda подписала соглашение с Austin Rover Group о совместных разработках,
президент Кавасима ушёл в отставку, и президентом стал Тадаси Куме.
В 1985 году
были впервые показаны такие модели, как Life, Integra и Legend. В то же время
развивалось и направление силовой продукции — общее количество её единиц
достигло 10 миллионов.
Продолжалось и
развитие международной сети. В 1986 году началась разработка системы 4WS
(4-колёсного управления), в Канаде началось производство Accord, Honda заняла
три первых места в ралли Париж-Дакар.
Система 4WS уже
в 1987 году начала устанавливаться на автомобили Prelude, Honda стала самой
быстрорастущей компанией в мире и объявила о разработке системы подушек
безопасности (SRS). Был произведён 5-миллионный Civic. В 1988 году в Японию
начали импортировать собранные в США Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring;
в составленном журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин три первые
позиции заняли CRX, Civic и Prelude.
Журнал Car and
Driver назвал Accord одной из 10 самых популярных машин в США. Появилась модель
Concerto. Десятилетие 1980-х завершилось примечательным событием — Соитиро
Хонда стал первым азиатом, отмеченным в Зале автомобильной славы в США. В это
же время Accord стал самой продаваемой моделью в США, были представлены системы
VTEC и TCS.
Десятилетие же
1990-х началось с дебюта модели NSX, оснащённой последними техническими
новинками — прямого вызова спортивным автомобилям Ferrari, уверенно
закрепившего Honda на рынке машин класса gran turismo. NSX сразу же начала
продаваться в США. В то же время Honda продвигалась в направлении экологичных
разработок — её автомобиль на солнечных батареях под названием Dream занял
второе место в гонке World Solar Challenge.
Количество
выпускаемых в месяц мотоциклов в 1990 году достигало 3 миллионов. В 1991 году
создатель компании Соитиро Хонда умер. Компания же продолжала своё развитие — в
1992 году вышла новая модель — CR-X Del Sol, Civic отметил свою 20-ю годовщину,
и числом 20 миллионов были отмечены
сразу выпуск мотоцикла Super Cub, общий объём выпуска автомобилей в Японии и
выпуск силовой продукции.
В 1993 году
Honda снова ушла из Формулы-1; автомобиль Dream на солнечных батареях побеждает
в гонке World Solar Challenge; в комплексе Suzuka Circuit открывается
Коллекционный зал. В 1996 году выходят такие модели, как Logo и Stepwagon,
презентуется система ATTS (автоматическая система распределения крутящего
момента), а также анонсируется прототип человекоподобного робота.
В дальнейшем
Honda всё больше и больше продвигается в области экологически чистого
автомобилестроения — выпускаются автомобили, работающие на газе и
электричестве, улучшаются характеристики двигателей, позволяющие снижать
количество вредных веществ в выхлопных газах. Так, например, в 1996 году
выходит Honda EV PLUS — электромобиль, который уже в 1997 году начинает
сдаваться в аренду, разрабатываются гибридные автомобили с системой IMA,
выпускаются двигатели ZLEV с нулевым уровнем выбросов.
Быстрый и
агрессивный Honda S2000 выпущен в 1998 году, в год пятидесятилетия компании.В
то же время совокупное производство мотоциклов в 1997 году достигает 100
миллионов. 1998 год — 50-летний юбилей компании; разрабатывается новая система
газораспределения — Hyper VTEC; выпускаются модели S2000 и HR-V. Honda снова, в
третий раз объявляет о планах об участии в Формуле-1 и в 1999 году начинает
участвовать в гонках с командой BAR (British American Racing).
В 2000 году
Honda представила публике робота Asimo. Цель его создания — появление
функционального помощника по дому в недалёком будущем. В 2001-м появилась новая
модель — компактный автомобиль Fit; Accord ещё раз стал самой продаваемой
машиной в США. В настоящее время Honda — динамично развивающаяся компания,
выпускающая легковые автомобили и мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую
продукцию. Технологические новшества, которые компания постоянно разрабатывает
и вводит в строй, касаются не только автомобилей — это и навигационные системы,
и строительство экологически чистых заводов, и исследования во многих других
сферах, и участие в разных видах автомобильного спорта.
Сейчас компания
располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира, что
позволяет ей ежегодно выпускать свою продукцию миллионами единиц. По
производству мотоциклов Honda занимает первое место в мире и входит в первую
десятку мировых производителей автомобилей. При этом она остаётся одной из
немногих независимых автомобильных компаний, отказавшихся от распространенной
среди автопроизводителей идеи объединения в концерны. Honda обладает
достаточным потенциалом для того, чтобы и в дальнейшем сохранять свои позиции в
мировом мото- и автомобилестроении.
На главную
|