
Мазерати (Maserati), итальянская компания,
специализирующаяся на выпуске комфортабельных спортивных аVтомобилей с
эффективной внешностью и высокими динамическими показателями. Входит в состав
крупнейшей итальянской автомобильной корпорации «ФИАТ».
Каждый из братьев
Maserati - Карло, Биндо, Альфьери, Марио, Этторе и Эрнесто - в той или иной
мере, внес свой вклад в развитие компании, которая до сих пор носит их имя.
Карло, старший из
братьев, первым в семье начал заниматься аVтомобилями. Именно он и создал
первый автомобиль Maserati, оснащенный одноцилиндровым двигатель и очень
простым шасси. Но болезнь и последовавшая за ней смерть 29-летнего Карло
Мазерати прервали работу.
14 декабря 1914 года
Альфьери Мазерати основал компанию Officine Alfieri Maserati. Основными
направлениями деятельности нового предприятия были разработка и выпуск
автомобилей, двигателей и свечей зажигания. Компания располагалась в Болонье,
где на главной городской площади установлена скульптура Нептуна, работы
Джиамболоньи. Воодушевленный этим произведением, Марио Мазерати разработал
фирменный знак компании - трезубец, который и послужил предзнаменованием
будущего фирмы братьев Мазерати.
В 1925 году Альфьери,
Эрнесто и Биндо, по заказу крупного итальянского фабриканта и автопроизводителя
Диатто создали двухлитровый двигатель, которым оснастили довольно успешный
гоночный автомобиль Гран При.
Но рождение Maserati,
как фирмы и торговой марки известной всему миру, произошло 25 апреля 1926 года,
на старте гонок Тарга Флорио. На этих соревнованиях, третий из братьев Мазерати
- Альфьери, представил и пилотировал первый серийный автомобиль Maserati Gran
Prix 1500, несший на своем капоте знак трезубца.
В 1927 году Эрнесто
на Tipo 26 становится чемпионом Италии. После нескольких громких побед о фирме
узнала вся Европа. И с этого момента братья решили специализироваться на
производстве исключительно гоночных автомобилей. Коллективный гений братьев
Мазерати был сосредоточен на создании сверхмощных моторов. В 1929 году гонщик
Баконин Борзаччини на Tipo V4 установил новый рекорд скорости на дистанции 10
км - 246 км/ч.
С 1932 по 1939 годы,
после смерти Альфьери, все автомобили создавались младшим Мазерати - Эрнесто. В
этот период он сам проектировал все двигатели и сам же несколько раз приводил
свои аWтомобили к победе на гонках. В 1933 году Эрнесто Мазерати первым в
Европе начал применять гидроусилитель тормозов на гоночных аWтомобилях.
В 1938 - 1939 годах
Maserati вошла в состав компании Orsi Gruppo. В 1939 году семейство Орси перенесло
предприятие из Болоньи в Моденугде и находится по сей день.
В 1939 и 1940 годах,
американец Вильбур Шоу на Maserati 8CTF( под именем Boyle Specials), одержав
победу на Indianapolis 500, помог Masеrati войти в историю легендарных
американских гонок. Maserati 8CTF, оснащенные великолепными 8-цилиндровым
моторами 8CTF, стали единственными итальянскими аWтомобилями одержавшими победу
в этих гонках за всю их историю.
После войны,
оставшиеся братья Мазерати покинули фирму, которой оставили свое имя и
организовали собственное предприятие OSCA (Officina Specializzata Costruzione
Automobili Fratelli Maserati) в родной Болонье. Новая фирма занялась выпуском
гоночных аWтомобиле, однако прежнего успеха и популярности ее аVтомобили не
имели.
В 1947 году
состоялась презентация первого аWтомобиля класса GT - А6 1500 с кузовом дизайна
Pininfarina. Гоночная версия A6GCS под управлением Альберто Аскари несколько
раз побеждала на гонках в Модене и представляла собой силу с которой считались
на гонках Милле Милиа и Тарга Флорио.
Дорожная версия этого
аWtомобиля выпускалась небольшими сериями и оснащалась почти гоночным шасси и
облегченным 6-цилиндровым двигателем объемом 2 литра, имевшим, вначале 1
распредвал и по 1 свече на цилиндр, а затем 2 распредвала и 2 свечи на цилиндр.
Все эти аWtомобили
были, так сказать, авторскими работами "hand made", выпускались очень
маленькими сериями и практически среди них не было двух похожих моделей.
В 1954 году
одноместный Maserati 250F стал победителем гонок Formula 1 в Аргентине. В 1957
году, оснащенный мощным и надежным 6-цилиндровым мотором, 250F помог
знаменитому Фанджио завоевать его пятый титул чемпиона мира и последний титул
для Maserati. В этом же году фирма Maserati официально объявила о своем уходе
из гонок и перенесла гоночные технологии на серийные дорожные аWtомобили.
Тогда же в 1957 году
был представлен бестселлер фирмы - Maserati 3500GT - первая серийная дорожная
модель. Он был оснащен 6 цилиндровым двигателем системы twin cam (2
верхнерасположенных распредвала) с рабочим объемом 3.5 литра. Кузов был создан
миланской фирмой Touring. В том числе в серии «3500» была и своя «изюминка» –
купе Spyder от кузовного ателье Vignale. По мнению дизайнеров и аVтомобильных
историков, эта модель, выпущенная тиражом всего 242 экземпляра, самая изящная
среди аWtомобилей Maserati. В 1961 году произошло оснащение аVтомобиля системой
механического впрыска топлива Lucas , что позволило фирме добавить к названию
3500 буквы GTI. Таким образом 3500GT стал первым итальянским аWtомобилем
оснащенным системой впрыска топлива. Производство 3500GT было прекращено в 1964
году, после того как было выпущено около 2000 аWtомобилей.
На рубеже 50 – 60-х
годов началось производство Maserati 5000 GT – аWtомобиля, возродившего
роскошную довоенную традицию: строить авто «на заказ». Maserati поставляла двигатель
и ходовую часть, а кузова машины «шили» в ателье Allemano, Michelotti, Bertone.
В 1963 году, на
чертежных досках фирмы Vignale родился очередной проект, призванный заменить
устаревший к тому времени кузов дизайна Touring. Новый аVтомобиль названный
Sebring, в честь побед Maserati в североамериканских гонках, имел отлаженный и
надежный двигатель в современном и агрессивном кузове. Выпуск его 2 основных
версий с 6-цилиндровым двигателем объемом 3.7 л. и 4.0 л. продолжался вплоть до
1969 года.
В 1963 году в истории
Maserati произошел еще один поворот, выделивший марку среди остальных
автопроизводителей. Миру были представлены дорогие скоростные седаны Mistral и
Quattroporte. В Великобритании новый Quattroporte (в переводе с итальянского
означает «четырехдверный»), обладавший не только роскошным салоном, но и
отличной динамикой и управляемостью, стоил дороже, чем Rolls Royce.
Quattroporte стал первой представительской моделью фирмы. Он был оснащен 4.2
литровой версией двигателя V8, которым впервые был установлена на 5000 GT. Для
тех, кто хотел роскоши Quattroporte, но в более спортивном кузове, Maserati
выпустил модель Mexico.
1966 год
ознаменовался для фирмы выпуском купе Ghibli, кузов для которого создавался в
ателье молодого Джорджетто Джуджаро, в то время еще работавшего в Ghia. Этот
аWtомобиль стал настоящей сенсацией своего времени и служил визитной карточкой
Maserati в неспокойные 60-е годы.
В 1968 году
контрольный пакет акций Maserati скупил французский Citroen. Самым заметным
результатом партнерства французов и итальянцев стала модель Indy (было выпущено
1104 экземпляра), более альянс двух аVтомобильных компаний, продлившийся до
1975 года, ничем себя не проявил.
Несмотря на уход
Maserati из гонок, его двигатели и машины продолжали побеждать на гонках.
Оснащенный двигателем Maserati V-12 300 Cooper одержал победу в 2 чемпионатах
мира подряд - в Мексике 1966 года и Южной Африке 1967.
В 1968 году у
Maserati появился французский партнер - Citroen, (партнером его можно назвать с
большой натяжкой, поскольку французы скупили контрольный пакет акций, попавшей
в тяжелое положение итальянской компании). Тогда же состоялась премьера модели
Indy 2+2 и началось производство нового мотора V6.
В 1971 на свет
появилась модель Bora – первый аVтомобиль фирмы класса GT со
среднерасположенным двигателем. С этого аVтомобиля начала зарождаться новая
концепция моделей Maserati. Отныне фирма начинает делать не просто сверхбыстрые
аVтомобили. Она наделяет свои дорожные модели еще комфортом и роскошью.
На следующий год
состоялась премьера Maserati Merak, который итальянцы наделили двигателем V6,
разработанным для Citroen SM. Merak стал достойным конкурентом своим
одноклассникам Ferrari 308 GT4 и Lamborghini Uracco. В 1976 году появился Merak
SS, оборудованный новой модифицированной 3-литровой версией V6 и более
элегантной приборной доской от Bora.
В конце ситроеновской
эры в истории Maserati, на смену Ghibli в 1973 году вышла новая модель -
Khamsin, оснащенная кузовом созданным Bertone. Автомобиль имел 4.9 литровый
двигатель V8 с передним расположением и обладал замечательным дизайном.
Недолгий союз с
Citroen распался в 1975 году и Maserati взял под свою опеку знаменитый
Алехандро Де Томазо, который, решив освежить модельный ряд Maserati, создал
проект Kyalami. Автомобиль выпускался в 2 версиях - 4.2 л. с механической КПП и
4.9 л. с автоматом.
В 1976 году Maserati
обновляет маркетинговую стратегию и решается освоить новую нишу. Для этого
компания вступает в конкурентную борьбу с Mercedes и BMW и выпускает первый в
своей истории аVтомобиль представительского класса – Quattroporte III с кузовом
от Джуджаро.
в 1981 году Де Томазо
меняет стратегию. Решением стал Biturbo - двухдверный седан, оснащенный новым
6-цилиндровым двигателем объемом 2 литра с 2 турбинами, мощностью 180 л.с. Все
это было упаковано в небольшом, но роскошном кузове. Ставший настоящим хитом в
Италии, в 1986 году Biturbo вышел на мировую арену. Экспортные версии оснащали
модифицированным V6 объемом 2.5 литра.
В 1989 году увидел
свет Shamal, последний представитель эры Де Томазо в судьбе Maserati,
оснащенный новым 8-цилиндровым двигателем Biturbo объемом 3200 см3, который дал
этому монстру мощность в 325 л.с.
Вскоре вышел Karif -
настоящий спортивный аWtомобиль. Установив на шасси Biturbo надежный 2.8 V6 они
получили самый быстрый аVтомобиль в серии Biturbo. А убрав крышу в версии
Spyder инженеры Maserati превратили его в настоящую ракету.
С 1993 по 1995 год
итальянский гигант Fiat Auto SpA скупил 90% акций Maserati и в 1996 году уже
под его опекой состоялась премьера нового Quattroporte IV Evoluzione - Maserati
нашего времени.
В 1995 году под
патронажем Fiat была проведена серия гонок на Открытый кубок Ghibli. К этому
событию и был приурочен выпуск дорожной версии известной как Ghibli Cup. Эти
аVтомобили имеющие всего лишь 2 -литровый двигатель обладают захватывающей дух
мощностью в 330 л.с. - такой отдачи на 1 литр топлива не имеет ни один серийный
аVтомобиль, включая и Mclaren F1.
В 1997 году произошло
объединение Maserati с Ferrari (фактически же управление компанией перешло к
Ferrari). С ноября 1997, для повышения качества и надежности модельного ряда
Maserati, на заводах в Модене на год был приостановлен выпуск Ghibli и
Quattroporte. Модернизация сборочного производства, стоившая почти 11.5
миллионов долларов была успешно завершена осенью 1998 года выпуском нового
Maserati 3200 GT.
Новая модель Spyder
GT вышла в 2002 году.
В сентябре 2003 года на Автосалоне во Франкфурте дебютирует
новый автомобиль Maserati/Мазерати, который в дальнейшем займет центральное
место в успешном развитии компании – Maserati Quattroporte/Мазерати
Кватропорте. Новый кузов от Maserati/Мазерати немедленно занимает лидирующие
позиции по показателям продаж, а также получает множество наград и хвалебных
отзывов от клиентов, рецензентов и журналистов по всему миру.
2005 год стал рекордным для Maserati/Мазерати – было продано
5 659 автомобилей по всему миру. Таким образом, объемы продаж увеличились на
22,8% по сравнению с довольно впечатляющим 2004 годом, что было естественным
подтверждением действий, принятых в 1998 году после продажи всего лишь 518
автомобилей.
Огромные успехи также были достигнуты гоночной командой
Maserati/Мазерати (reparto corse). Поразительные усилия этой команды позволили
Maserati претендовать на Кубок
Конструкторов и звание чемпиона в командном зачете на соревнованиях Team
Vitaphone (Maserati). Победа Maserati/Мазерати, пришедших к финишу первыми и
вторыми в 24-часовой гонке на выносливость (Spa 24 Hours), была поистине
незабываемой.
Модель Trofeo Light также завоевала ряд побед и званий,
занимая лидирующие позиции в классе GT3 на соревнованиях Italian GT.
Жизнеспособность компании подтверждалась успехами ее моносерий, которые
выигрывали четвертый год в Европе и третий год в Бразилии.
В начале 2005 г.
управление Maserati/Мазерати переходит от Ferrari/Феррари к Fiat/Фиат, что
позволяет двум маркам достигнуть значительных производственных и коммерческих
успехов совместно с Alfa Romeo/Альфа Ромео. Тесное промышленное и коммерческое
сотрудничество внутри группы помогает Maserati стать лидером в данном секторе.
Благодаря таким моделям как GranSport/ГранСпорт, GranSport Spyder/Гранспорт
Спайдер и MC Victory/ЭмСи Виктори, сконструированных по случаю успехов на
сериях FIA GT, увеличивается присутствие Maserati/Мазерати на международных
рынках. В 2007 году, главным образом благодаря GranTurismo/ГранТуризмо, вновь
растут прибыли от продаж.
GranTurismo/ГранТуризмо – автомобиль на каждый день. Он
великолепен и легок в управлении. Но в то же время производители не оставляют
без внимания комфортность салона, в котором свободно могут разместиться четверо
взрослых, а также выбор материалов, что позволяет этой модели занимать в своем
классе место гораздо выше среднего. Международная пресса признала
безоговорочный успех этой модели и наградила ее множеством похвал, благодаря
чему она не сходила с обложек журналов.
Maserati/Мазерати продолжает добиваться превосходных
результатов в соревнованиях, за последнее время компания претендовала на все
четыре звания чемпиона в классе GT1 международного чемпионата FIA GT 2007 года.
К этому можно добавить победу в Кубке Производителей 2005 года и звания
чемпионов в командном и личном зачетах 2006 года.
На главную
|