![](/kniga/0702_b2007_toyota_ft_hs_concept4.jpg)
Toyota. Сег#дня – эт# наиб#лее м#гущественный яп#нский и #дин
из крупнейших в мире пр#изв#дитель авт#м#билей, занимающий вт#р#е мест# п#сле к#мпании
General Motors. Св#ими успехами Toyota в значительн#й мере #бязана деятельн#сти
семейства Т#й#да. В эт#м семействе нет как#й-т# #дн#й «велик#й личн#сти», к#т#рая,
п#д#бн# Генри Ф#рду в Америке, #лицетв#ряла бы с#б#й все ег# д#стижения. Каждый
из член#в семьи внес #гр#мный вклад в стан#вление и развитие к#мпании.
#тец-#сн#ватель Toyota Group, Сакиши Т#й#да, р#дился в
префектуре Сизу#ка 14 февраля 1867 г. Г#д ег# р#ждения стал знак#вым в с#временн#й
ист#рии Яп#нии и #знамен#вал с#б#й перех#д #т стар#г# фе#дальн#г# устр#йства к
капиталистическ#й ф#рме #тн#шений.
Начал#м ист#рии
Toyota, как авт#м#бильн#й к#мпании считается 1933 г#д, к#гда в к#мпании
изначальн# не имевшей #тн#шения к авт#м#билям и занимавшейся текстильн#й пр#мышленн#стью,
#ткрылся авт#м#бильный департамент. #ткрыл ег# старший сын владельца Киичир# Т#й#да,
к#т#рый вп#следствии и привел авт#м#бильную марку "Toyota" к #бщемир#в#й
п#пулярн#сти. Старт#вым капитал#м для разраб#тки первых авт#м#билей стали
деньги, вырученные при пр#даже патент#в на прядильные машины английск#й к#мпании
Platt Brothers.
Первый авт#м#биль был
п#стр#ен в 1935 г#ду и был назван Model A1(АА) и первый груз#вик Model G1,
Model A1(АА) был запущен в серию в 1936 г#ду. Т#гда же были начаты первые эксп#ртные
п#ставки - четыре груз#вика G1 #тправились в северный Китай. Через г#д, в 1937
г., авт#м#бильный департамент превратился в #тдельную к#мпанию, п#лучившую
название Toyota Motor Co., Ltd. Так#ва вкратце ист#рия д#в#енн#г# развития к#мпании
Т#й#та.
П#сле Вт#р#й мир#в#й
в#йны, в 1947 г#ду, начал#сь пр#изв#дств# еще #дн#й м#дели - Toyota Model SA, а
в 1950 г#ду, в усл#виях жест#чайшег# финанс#в#г# кризиса, к#мпания пережила
первую и единственную забаст#вку св#их раб#чих. В результате была пересм#трена
к#рп#ративная п#литика, #тдел реализации выделился в #тдельную к#мпанию -
Toyota Motor Sales Co., Ltd. Впр#чем, для п#слев#енных г#д#в, к#гда авт#м#бильная
пр#мышленн#сть Яп#нии наравне с #стальными #траслями переживала не самые лучшие
времена, к#мпания вышла из кризиса не с самыми б#льшими п#терями.
В начале 50-х г#д#в
Таичи #н# (Taiichi Ohno) была задумана уникальная система управления пр#изв#дства
(<камбан>), п#зв#ляющая устранение всех вид#в п#терь - материал#в,
времени, пр#изв#дственных м#щн#стей. В 1962 г#ду система п#лучила св#е в#пл#щение
на предприятиях группы Toyota и д#казала св#ю эффективн#сть, сп#с#бствуя успеху
к#мпании.
В 1952 г#ду умер с#здатель
к#мпании - Киичир# Т#й#да. К эт#му времени Toyota вступила в пери#д начала
расцвета. В 50-х г#дах пр#в#дились разраб#тки с#бственных к#нструкций, #бширные
исслед#вания, расширялся м#дельный ряд - п#явился внед#р#жник Land Cruiser,
такая известная ныне м#дель, как Crown, а в США была #сн#вана к#мпания Toyota
Motor Sales, U.S.A., задачей к#т#р#й был эксп#рт авт#м#билей Toyota на
американский рын#к. Правда, первая п#пытка эксп#рта авт#м#билей Toyota на
американский рын#к #к#нчилась неудачей - н# вп#следствии, сделав выв#ды и быстр#
справившись с н#выми задачами, Toyota эт# исправила.
В 1961 г#ду выпущена
м#дель Toyota Publica - неб#льш#й эк#н#мичный авт#м#биль, быстр# ставший п#пулярным.
В 1962 г#ду Toyota #тметила выпуск милли#нн#г# за св#ю ист#рию авт#м#биля.
Шестидесятые г#ды стали пери#д#м улучшения эк#н#мическ#й ситуации в Яп#нии, и,
как следствие, бурн#г# р#ста пр#даж авт#м#билей. Активн# развивается сеть дилер#в
Toyota за рубеж#м - в Южн#й Африке, в Евр#пе и Азии. Д#билась успеха Toyota на
рынке США - м#дель Corona, к#т#рую начали эксп#ртир#вать туда в 1965 г#ду,
быстр# п#лучила шир#к#е распр#странение и стала самым п#пулярным на ин#странн#м
рынке яп#нским авт#м#билем. В следующем, 1966 г#ду, Toyota выпускает св#й, п#жалуй,
самый масс#вый авт#м#биль - Corolla, пр#изв#дств# к#т#р#г# с успех#м пр#д#лжается
и п# сей день, а также заключает дел#в#е с#глашение с к#мпанией Hino - еще #дним
яп#нским авт#пр#изв#дителем. Так#е же с#глашение Toyota заключила еще с #дн#й
фирм#й - Daihatsu - в 1967 г#ду.
1970-е г#ды #знамен#вались
стр#ительств#м н#вых зав#д#в и п#ст#янными техническими ус#вершенств#ваниями
агрегат#в, а также <перек#чевыванием> н#вшеств с д#р#г#ст#ящих м#делей,
куда их изначальн# устанавливали, на б#лее дешевые. Начинается пр#изв#дств#
таких м#делей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II.
Tercel стал первым переднеприв#дным яп#нским авт#м#билем. В 1972 г#ду с к#нвейера
сх#дит 10-милли#нный авт#м#биль Toyota. Пре#д#лев энергетический кризис и
финанс#вые трудн#сти, введя режим жестк#й сырьев#й эк#н#мии, разраб#тав п#д
давлением зак#н#дательства, касающег#ся загрязнения в#здуха, эффективную выхл#пную
систему, укрепляя внутрик#рп#ративную п#литику, Toyota вступила в следующее
десятилетие.
В начале 80-х г#д#в,
а т#чнее, в 1982 г#ду к#мпании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co.,
Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В эт# же время начина
ется выпуск м#дели Camry. К эт#му м#менту Toyota #к#нчательн#
утвердилась в р#ли крупнейшег# авт#м#бильн#г# пр#изв#дителя Яп#нии, занимающег#
третье мест# в мире п# #бъемам пр#изв#дства. В 1983 г#ду Toyota п#дписывает мн#г#летнее
с#глашение с General Motors, а в следующем г#ду начинается пр#изв#дств# авт#м#билей
на их с#вместн#м предприятии в США. Т#гда же была завершена первая #чередь стр#ительства
с#бственн#г# испытательн#г# п#лиг#на Т#й#ты - Шибецу, к#т#рый был п#лн#стью
завершен в 1988 г#ду. В 1986 г#ду перешагнут еще #дин рубеж - выпущен уже
50-милли#нный авт#м#биль марки Toyota. П#являются на свет н#вые м#дели - Corsa,
Corolla II, 4Runner.
#дним из главных с#бытий
80-х г#д#в м#жн# считать п#явление так#й марки, как Lexus - п#дразделения
Toyota, с#зданн#г# для вых#да на рын#к авт#м#билей выс#к#г# класса. Д# эт#г# Яп#ния
асс#циир#валась с неб#льшими, эк#н#мичными, нед#р#гими и дем#кратичными авт#м#билями;
с п#явлением же Lexus в сект#ре р#ск#шных д#р#гих машин п#л#жение изменил#сь.
Уже через г#д п#сле #сн#вания Lexus, в 1989 г#ду были представлены и п#ступили
в пр#дажу такие м#дели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.
1990 г#д #знамен#вался
#ткрытием с#бственн#г# дизайнерск#г# центра - Tokyo Design Center. Чт# интересн#,
в #ктябре т#г# же г#да #ткрывается первая авт#риз#ванная сервисная станция в т#гда
еще С#ветск#м С#юзе. Toyota пр#д#лжает св#ю мир#вую экспансию - #ткрываются
филиалы в# все н#вых и н#вых странах мира и развиваются те, чт# уже были #ткрыты.
Кр#ме эт#г#, #чень активн# идут научн#-технические исслед#вания; #ткрываются
такие к#мпании, как Toyota System Research Inc. (с#вместн# с Fujitsu Ltd., 1990 г#д), Toyota Soft Engineering Inc. (с#вместн# с Nihon Unisys, Ltd., 1991 г#д), Toyota
System International Inc. (с#вместн# с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp.,
1991 г#д) и т.п. В 1992 г#ду были #публик#ваны Toyota Guiding Principles - #сн#вные
принципы раб#ты к#рп#рации, выражение к#рп#ративн#й фил#с#фии. Т#гда же вышла
Хартия Земли (The Earth Charter) - как реакция на усиливающиеся эк#л#гические
веяния в #бществе. Эк#л#гия #казала на развитие Toyota б#льш#е влияние; были
разраб#таны планы и пр#граммы п# защите #кружающей среды, а в 1997 г#ду была с#здана
м#дель Prius, #снащенная гибридным двигателем (Toyota Hybrid System). П#мим#
Prius, гибридными двигателями были #снащены м#дели Coaster и RAV4.
Кр#ме эт#г#, в 90-е г#ды
Toyota успела выпустить св#й 70-милли#нный авт#м#биль (1991 г#д), и 90-милли#нный
(1996), #ткрыть в 1992 г#ду Toyota Training Center в# Владив#ст#ке и заключить
дилерские д#г#в#ра с Ауди и Ф#льксваген#м, в 1995 г#ду п#дписать с Hino и
Daihatsu с#глашение # д#лев#м распределении пр#дукции и в т#м же г#ду #бъявить #
принятии н#в#г# гл#бальн#г# бизнес-плана, а также начать выпуск двигателей с
систем#й изменения фаз газ#распределения (VVT-i). В 1996 г#ду был #ткрыт Toyota
Training Center в М#скве и начал#сь пр#изв#дств# четырехтактн#г# бензин#в#г#
двигателя с неп#средственным впрыск#м т#плива (D-4). В 1997 г#ду, п#мим# Prius,
был# #бъявлен# # запуске в пр#изв#дств# м#дели Raum, а в 1998 - Avensis и н#в#г#
п#к#ления культ#в#г# внед#р#жника Land Cruiser 100. Т#гда же Toyota при#брела к#нтр#льный
пакет акций Daihatsu. В следующем, 1999 г#ду, в Яп#нии был выпущен 100-милли#нный
авт#м#биль Toyota. В 2000 г#ду пр#дажи м#дели Prius д#стигли 50 тысяч п# всему
миру, был# запущен# н#в#е п#к#ление RAV4, а в 2001 была пр#дана 5-милли#нная
Camry в США. В июле пр#шл#г# г#да была #сн#вана к#мпания "Toyota
Motor" в Р#ссии, в декабре пр#дажи Prius увеличились д# цифры в 80 тысяч.
На сег#дняшний день Т#й#та
- #дин из крупнейших мир#вых пр#изв#дителей авт#м#билей. Безусл#вн#, #на также
является крупнейшим яп#нским авт#пр#изв#дителем, выпускающим б#лее 5,5 милли#н#в
машин в г#д, чт# примерн# равн# #дн#й машине каждые шесть секунд. В группе
Toyota - мн#жеств# к#мпаний, как авт#м#бильных, так и занимающихся мн#гими различными
#бластями. В 2002 г#ду Toyota вступила в н#вую сферу, приняв участие в авт#г#нках
Formula 1.
Резюме:
Успех пр#изв#дственн#й
системы группы Toyota п#м#г превращению Яп#нии в #дн#г# из мир#вых лидер#в и сп#с#бств#вал
п#вышению пр#изв#дительн#сти и эффективн#сти труда в странах Запада. Сег#дня
Toyota – эт# вт#р#й пр#изв#дитель авт#м#билей и первый пр#изв#дитель п#грузчик#в
в мире. Навыки и сп#с#бы пр#изв#дства Toyota распр#странились п# всему миру и
стали рассматриваться в качестве наиб#лее с#вершенн#г# мет#да #рганизации пр#изв#дства.
Группа Toyota и ее пр#изв#дственная система пр#д#лжают вызывать в#схищение и
выс#кую #ценку у мн#гих людей.
На главную
|